ДНИТ

«Дом науки и Техники»


400005 г. Волгоград, ул. им. Глазкова, д. 14,

Тел./факс (8442) 52-70-21

E-mail vdnit@yandex.ru, веб-сайт vdnit.ru

Статьи

 


Российская нормативная база регулирования автотранспортных перевозок опасных грузов нуждается в серьезной модернизации

Главная угроза – бесконтрольность

По статистике в странах Европы 50-60% всех перевозимых грузов опасные. Цифры по России, почему-то, скромнее – опасные грузы в общем объеме перевозок занимают лишь около 15%. Это говорит о том, что в нашей стране большинство из них транспортируется как неопасные.  

Такой подход вполне может привести к серьезным последствиям. Сегодня на продуктовой машине перевозят навоз, а завтра в школе, куда эта же машина доставила продукты, появляется инфекционное заболевание. Поэтому перевозка опасных грузов – это сложный логистический процесс. Он требует учитывать множество факторов, которые влияют на конечное качество грузоперевозок. Наш консультант – Гинтарас СУБОТИНАС, начальник отдела автомобильного контроля международных перевозок Калининградского управления государственного автодорожного надзора.

Размытые стандарты

На данный момент в России не разработан единый документ, который бы регулировал транспортировку опасных грузов всеми видами транспорта. Имеются лишь нормативные акты, в которых прописаны правила перевозки отдельно автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом. Часто можно встретить рекламу, в которой транспортные компании гарантируют перевозку опасных грузов «в соответствии со всеми стандартами». Однако мало кому из российских заказчиков известно, насколько противоречивы и несовершенны сегодня эти самые «правила перевозки ОГ». Зачастую сами транспортные компании не знают, как трактовать тот или иной пункт закона в области опасных грузоперевозок.

Основное затруднение вызывает тот факт, что с 1994 года весь процесс доставки опасных грузов контролируется сразу несколькими нормативными актами, которые порой противоречат друг другу. Это Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Например, Правила допускают к перевозке меньшее количество взрывчатых веществ, нежели допустимо по ДОПОГ. В результате отечественные компании ущемлены в правах на перевозку таких веществ по сравнению с зарубежными. Кстати, последние осуществляют перевозки по территории России, руководствуясь исключительно ДОПОГ.

Множество нареканий со стороны представителей транспортных компаний вызывает требование, указанное в российских Правилах. Оно предписывает осуществлять выгрузку и погрузку опасных грузов «на расстояние не менее 125 м от жилых и производственных помещений, грузовых складов». Каким образом должен доставляться груз от выгрузки до места хранения, Правила не поясняют. Возможно, таким образом предполагается, что опасный груз донесут люди или он сам чудесным образом материализуется у дверей склада… Иногда выходит и так, что тонна серной кислоты считается опасным грузом, а меньшее количество– нет. Это значит, что токсичная и едкая жидкость может транспортироваться без разрешительной документации.

Очевидно, что перечисленные и подобные, не менее серьезные казусы в Правилах перевозки опасных грузов требуют непременного пересмотра со стороны соответствующих государственных структур. В отличие от ДОПОГ, которые изменяются и дополняются каждые два года, российские Правила не менялись в течение порядка полутора десятков лет. Неудивительно, что они все чаще становятся помехой, а не подспорьем в работе компаний, занимающихся перевозкой опасных грузов. Сложности, возникающие при согласовании ДОПОГ и Правил с региональными дорожными законами по-прежнему оставляют стандарты перевозки опасных грузов весьма размытыми.

Проще – лучше?..

После 1999 года, когда вышел в свет очередной приказ Минтранса, был сокращен перечень опасных грузов, международные автомобильные перевозки которых осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. Оформление таких разрешений для автоперевозчиков упростилось. Сейчас система пугающе проста. Практика такова, что перевозчики даже не обязаны лично являться в автодорожный надзор – достаточно просто прислать по электронной почте необходимые документы. Затем в ведомстве принимают решение и информируют заявителя о том, где можно получить оформленное разрешение. Перевозчик предъявляет его на пункте пропуска на границе. И можно ехать! При этом сотрудник автодорожного надзора не имеет права в любой момент проверить техническое состояние автомобиля, на котором собираются перевозить опасные грузы. Кстати, в скором времени осмотр автотранспорта на границе и вовсе переложат на плечи сотрудников таможни. Стоит ли говорить, что люди неподготовленные, не имеющие специального образования грамотно осуществить такую процедуру не смогут.

За три последних года в Калининградской области на право транспортировки опасных грузов выдано порядка тысячи разрешений. По ним перевозчики доставляют и взрывчатые вещества, и газы, и кислоты. Если иностранные автомобили в 99 процентах случаев новые, то об отечественных этого, к сожалению, не скажешь. Пока на территории области серьезных аварий с участием перевозчиков опасных грузов не случалось, но упрощенная система контроля доверия не внушает.

Опасен только террорист?

Огромную роль в сфере «опасных» перевозок сыграли и небольшие по объему, но значительные по содержанию изменения в статью 4 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В свое время этот документ наделал в автотранспортном сообществе немало шума. До его появления спецразрешение требовалось как на перевозку грузов, действительно опасных в понимании обывателя – таких как взрывчатые вещества и легковоспламеняющиеся материалы, так и на перевозку торфа, удобрений и каменного угля.

Теперь же разрешения необходимы только для перевозки «особо опасных» грузов – тех, что могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях. К таковым относятся ядерные и радиоактивные материалы, взрывчатые вещества и изделия, воспламеняющиеся и токсичные газы, коррозионные, токсичные, инфекционные вещества, перхлораты, нитрат аммония и некоторые другие.

Если общий перечень опасных грузов в соответствии с ДОПОГ насчитывает более 5,5 тысячи наименований, то перечень грузов повышенной опасности насчитывает только полторы тысячи. При этом ДОПОГ не требует специальных разрешительных документов для перевозки опасных грузов. Каждый участник этого Европейского соглашения сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать ввоз опасных грузов на свою территорию. Административное регулирование и меры национального контроля над этими перевозками каждое государство-участник ДОПОГ осуществляет самостоятельно.

Во всей Европе автоперевозки опасных грузов – деятельность строго лицензируемая, то есть требующая специального разрешения. В России же сегодня, как уже отмечалось, этот род деятельности не лицензируется. В ряде государств Европы введены дополнительные меры по ограничению перевозок опасных грузов автомобильным транспортом на своей территории. К ним относятся, например, ограничения по дням недели или по времени суток, а также территориальные. Кроме того, на всей территории европейского континента проезд транспортных средств с опасными грузами ограничен в туннелях. Существуют и другие меры усиления контроля над этими перевозками.

В Соединенных Штатах Америки после печально известных сентябрьских событий 2001 года на всей территории страны были введены строжайшие меры национального контроля над перевозками опасных грузов автомобильным транспортом. Кроме того, в ДОПОГ строго регламентированы допуск водителей и транспортных средств к перевозке опасных грузов, а также применение тары, упаковки, знаков и обозначений. Все это оформляется специальными разрешительными документами.

Контроль остался в прошлом

После отмены лицензирования в сфере перевозки опасных грузов контролировать новые компании, выходящие на этот рынок, стало более чем трудно. Довольно часто недобросовестные перевозчики правила не соблюдают. В результате тонны опасных веществ везут в неподходящих машинах, которым к тому же давно пора на покой.

По статистике более половины аварий при транспортировке опасных грузов связано именно с автотранспортом. Нарушения происходят еще и потому, что перевозчики не знают законодательства стран, в которые ввозится груз.

Как же должно быть на самом деле?

Во-первых, водителю необходимо иметь свидетельство ДОПОГ-ADR, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке грузов ДОПОГ-ADR и согласование маршрута перевозки (Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом). Во вторых, конструкция транспортного средства должна отвечать правилам перевозки и оснащаться средствами для ликвидации происшествий. В-третьих, необходимы аварийная карточка и элементы системы информации об опасности.

При несоблюдении этих норм и других условий перевозки закон устанавливает штраф для водителя в размере от 2000 до 2500 рублей или лишение прав управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев. Ответственность должностных лиц, не организовавших перевозку опасного груза соответствующим образом, измеряется штрафом в пределах 15-20 тысяч рублей. Штрафные санкции в отношении юридических лиц гораздо более внушительны и могут составлять до 400-500 тысяч рублей. (ст.12.21.2 КоАП)

На данный момент меры, которые предпринимаются в России с целью упорядочения документации и улучшения технического состояния автопарка, недостаточны. К тому же они не успевают за развитием общеевропейских требований к безопасности перевозок.

По многим позициям даже вновь принятые федеральные законы, постановления Правительства России или приказы Минтранса остаются лишь декларациями о намерениях.

Возврат к списку

  

Получить консультацию по прохождению обучения можно по тел: 8-8442-52-70-35 или отправить on-line заявку -  на электронную почту vdnit@yandex.ru