ДНИТ

«Дом науки и Техники»


400005 г. Волгоград, ул. им. Глазкова, д. 14,

Тел./факс (8442) 52-70-21

E-mail vdnit@yandex.ru, веб-сайт vdnit.ru

Статьи

 


Необходимость инновационных решений в области охраны труда

Е.Г. Мамытов, канд. экон. наук, нач. Управления социальных проблем труда НИИ труда и социального страхования Росздрава


При сложившемся положении в области охраны труда численность занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, неуклонно растет. Так, если в промышленности в 2002 г. в таких условиях трудились 22,7% работников, то в 2006 г. – 26,0%. Удельный вес работников, выполняющих тяжелую физическую работу, в этот период увеличился с 3,8 до 6,7%. В 2006 г. от воздействия вредных производственных факторов в целом по стране умерло около 180 тыс. чел.; при несчастных случаях на производстве погибло более 4,3 тыс. чел. По предварительным данным, в 2007 г. эта тенденция практически сохранилась.

Когда-то список профессиональных болезней в нашей стране состоял из 15 наименований, теперь же почти из 40. Это увеличение связано с канцерогенными, мутагенными, психоневрологическими факторами, вредно воздействующими на человека при, казалось бы, прогрессивных технологиях.

Все это свидетельствует о серьезных недостатках в реализации государственной политики в области охраны труда, в т. ч. в части ее профилактической направленности (в соответствии со ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации). В должной мере не обеспечивается комплексный, системный подход ко всему спектру профилактических мероприятий в области охраны труда, как это предусматривается при внедрении инновационных процессов в науке, технике и экономике страны.

Наиболее остро стоит вопрос об обеспечении безопасности средств производства на стадии проектирования, разработки и внедрения новых техники и технологий.
Двадцатый век запомнился в истории нашей страны многими событиями, в т. ч. невиданным в предшествующей истории научно-техническим прогрессом. Однако следует признать, что он не привел к ожидаемому результату в области коренного улучшения условий труда.

Принимаемые меры по развитию научно-технического прогресса были направлены главным образом на повышение производительности в производственной сфере и не оказывали существенного влияния на снижение уровней вредных производственных факторов, нервно-психического перенапряжения людей. Больше внимания уделялось предоставлению различных компенсаций за работу с вредными условиями труда, повышению оздоровительного потенциала, включая развитие санаторно-курортного лечения. Такой подход был возможен при полном государственном регулировании экономических и социальных вопросов, когда руководитель предприятия был обязан выполнять все государственные установки и не имел права вмешиваться в их регулирование.

В условиях рыночной экономики, когда работодатель самостоятелен в своей хозяйственной деятельности, действовавшие ранее и во многом пока сохранившиеся принципы регулирования вопросов в области охраны труда сковывают его действия в поиске новых решений и введении новаций.

Проблема улучшения условий труда на основе инновационных достижений научно-технического прогресса требует более глубокого и комплексного изучения социальных последствий его внедрения с использованием для этого как экономических, так и физиологических, психологических, медицинских, эргономических исследований.

Для целенаправленного коренного улучшения условий труда на тех участках и производствах, где они особенно неблагоприятны, требуются ускоренное внедрение более прогрессивных и принципиально новых технологических процессов, разработка таких технологических решений, которые будут способствовать ликвидации или существенному сокращению физических, тяжелых работ, а также работ с неблагоприятными производственными условиями. Мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда необходимо предусматривать и разрабатывать уже на стадиях научного замысла и предпроектных изысканий, а затем последовательно реализовывать в эскизном проектировании, рабочих чертежах и технологических картах, не допуская никаких отступлений от проектов. Государственный контроль за строгим соблюдением норм и требований по безопасности труда также должен осуществляться на всех стадиях создания новых техники и технологий.

В целях обеспечения конкурентоспособности своих изделий многие фирмы развитых капиталистических стран стали больше внимания уделять удобствам и комфорту при обслуживании различных машин и агрегатов. Затраты на эти цели составляют 30% и более от общей стоимости продукции. В нашей стране затраты, связанные с обеспечением условий труда в проектируемых объектах, составляют в среднем 15%.

Как показывает практика, многие проектные организации добиваются снижения стоимости проектов и строительства за счет уменьшения затрат на мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда, включая объекты санитарно-бытового обслуживания. В известной мере это вызвано тем, что действующий порядок оценки разрабатываемых проектов, методы материального стимулирования проектных и конструкторских организаций не способствуют соблюдению норм и требований, обеспечивающих благоприятные условия труда. Проектно-конструкторские организации поощряются за снижение стоимости строительства по проектам без учета возможных социальных последствий внедрения в практику проектируемых и конструируемых объектов. Так было раньше, и так, к сожалению, остается.

Современное развитие инновационных процессов характеризуется такими масштабами и качественными изменениями материальной основы производства, при которых обнаруживающиеся отклонения в условиях труда невозможно или почти невозможно устранить путем какого-то исправления подручными способами и средствами в ходе эксплуатации техники.

Существующая практика исключения из проекта объектов и работ, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, с расчетом на доводку их после ввода в эксплуатацию предприятий, оборудования и технологических процессов на деле приводит не только к ущербу социального порядка, но и к неоправданно излишним затратам средств и мате¬риалов, которые в конечном счете не дают должного эффекта.

Специалистами установлено, что недостаточное внимание со стороны проектно-конструкторских организаций к вопросам герметизации оборудования и локализации источников избыточного тепла, образования газа и пыли приводит к тому, что капитальные и эксплуатационные затраты на создание вентиляционных систем в ряде случаев приближаются к затратам на приобретение технологического оборудования. Воздухообмен вентиляционных систем достигает миллионов кубометров воздуха в час. Часто эти системы поглощают до половины всей потребляемой на предприятии электроэнергии, становятся источником интенсивного шума, но чистота воздуха в рабочей зоне при этом не всегда соответствует санитарным нормам. В ряде производств решение проблемы нормализации воздушной среды только за счет вентиляции является экономически неоправданным, а иногда и технически невозможным. Это относится и к борьбе с шумом, вибрацией, излучениями и другими неблагоприятными для здоровья воздействиями.

В целях существенного сокращения численности занятых на работах с неблагоприятными условиями труда необходимо перейти от выпуска отдельных машин или их серий к созданию систем машин, механизмов, транспортных устройств и оборудования с дистанционным управлением технологическими процессами с централизованного изолированного пульта, а затем – с помощью компьютеров.

Сейчас уже накоплен опыт по созданию замкнутых циклов с безотходной технологией, где используются все продукты технологического процесса, что позволяет свести к минимуму выбросы во внешнюю среду вредных веществ, оздоровить условия труда и обеспечить как со-циальный, так и экономический эффект.

Следует больше внимания уделить одному из наиболее перспективных средств освобождения человека от тяжелого и монотонного труда – роботизации работ, требующих больших физических усилий и связанных с вредными воздействиями на человека. При разработке и отборе конструкций роботов учитываются разнообразные и многочисленные критерии: стоимость и универсальность, грузоподъемность и габариты, объем обслуживания и удобство программирования, точность и быстрота действия. Однако не всегда и не в полной мере учитываются условия труда при технологических процессах, подлежащих роботизации в первую очередь.

Из общего числа используемых в машиностроении роботов в литейном производстве при-меняются лишь 8%, в окрасочных цехах и участках - 7%, гальванических - 6%, на сварочных работах - только 4%, т. е. меньше всего там, где по состоянию условий труда наиболее распространено предоставление различных компенсаций.

Анализ влияния новой техники и современных технологий на состояние условий труда позволяет сделать вывод о его противоречивом характере. Объективные данные свидетельствуют об отсутствии заметных позитивных результатов улучшения условий труда вследствие внедрения новых технологий, машин и оборудования. Из этого следует, что научно-технический прогресс только тогда даст положительные результаты в области условий труда, когда он будет ориентироваться на достижение этих результатов. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики в области охраны труда должна стать целенаправленная ориентация на создание безопасной техники. Не заслуженно забыт тезис: "от техники безопасности к безопасной технике".

Как известно, в России удельный вес устаревших машин и оборудования достигает 70–80%. В связи с этим рано или поздно, но должны активизироваться инновационные процессы в производстве. Государство должно создать систему правовых норм, направленных на социальную ориентацию новой техники, формирование достойных человека условий труда, их гуманизацию. Потребуется также усиление контроля и надзора за соблюдением норм и требований гигиены и безопасности труда на всех стадиях проектирования и конструирования машин и оборудования, разработки технологических процессов. Не помешает обратиться к опыту середины прошлого века по санитарно-гигиенической и технологической экспертизе нововведений в производство на стадии проектирования. В нем было много полезного, были и просчеты, которые следует критически осмыслить, чтобы не повторять в новых условиях.

Неравномерность развития производственно-технической базы в различных отраслях экономики порождает своеобразное неравенство работников относительно условий труда. Наряду с нормальными и комфортными имеют место (по объективным, а иногда и по субъективным причинам) условия труда, вредно воздействующие на организм работника, создающие потенциальную опасность и профессиональный риск для его здоровья и жизни. Для устранения или уменьшения этого неравенства применяется система компенсаций для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (рисунок).

Система компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда


Компенсации назначаются, как правило, в соответствии со списками и перечнями, разработанными еще в советское время. Однако уже тогда отмечались их существенные недостатки: формализм при составлении, крайне недостаточная объективная обоснованность и др. Впоследствии в законодательных актах о труде была установлена необходимость аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. с целью предоставления указанных компенсаций.

Таким образом, компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда - одна из весьма значимых мер защиты от профессиональных рисков профилактической направленности. В целом, по данным Росстата, 45% работников промышленности получают хотя бы одну из перечисленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

В 1960– 1980-е гг. отмечался неоправданно быстрый рост численности работников, пользующихся компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда, и, соответственно, расходов, связанных с предоставлением этих компенсаций. Это объясняется не только тем, что неблагоприятные условия труда сохраняются в значительной мере как на действующих, так и на вновь вводимых предприятиях, но и серьезными недостатками в самой системе предоставления компенсаций. Наиболее существенными из них являются:
• чрезмерная централизация всей системы, когда многие конкретные, частные вопросы предоставления льгот и компенсаций решались на государственном уровне управления народным хозяйством, что неизбежно порождало крайне слабые ответственность и самостоятельность предприятий в этой области;
• списки и перечни профессий, должностей, производств, которые являются правовой основой для предоставления льгот и компенсаций, очень слабо связаны с объективной оценкой состояния условий труда на конкретном рабочем месте, в связи с чем компенсации предоставляются по формальному признаку без учета изменений условий труда.

Произошедшие за последние годы значительные изменения в социально-экономическом развитии нашего общества, формирование рыночных отношений, в т. ч. в трудовой сфере, настоятельно требуют коренного пересмотра всей системы льгот и компенсаций для работников, занятых на рабочих местах и в производствах с неблагоприятными условиями труда, определения роли федеральных и региональных органов власти в регулировании этой системы.

Концептуальный подход к реформированию системы предоставления компенсаций работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, должен основываться на следующих положениях. Различия в условиях труда невозможно устранить одновременно, с ними неизбежно придется считаться в течение достаточно продолжительного времени, когда наряду с благоприятными условиями труда будут существовать неблагоприятные.

Воздействие неблагоприятной производственной среды на организм работника затрагивает его личные жизненные интересы, потому что отрицательно влияет на здоровье работающего человека и его потомства. Неблагоприятные факторы производственной среды представляют собой острую социально-экономическую проблему, так как оказывают непосредственное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы: чем усиленнее в процессе труда происходит потребление рабочей силы, тем больше жизненных благ требуется для ее восстановления и сохранения.

Несомненно, самое действенное средство устранения неблагоприятных условий труда – их коренное улучшение на основе научных достижений. Однако до тех пор, пока такой возможности по объективным причинам нет, трудящиеся нуждаются в необходимой социальной защите от профессиональных рисков. В соответствии с действующим законодательством РФ предоставление указанных компенсаций самостоятельно осуществляют работодатели, независимо от форм хозяйствования и собственности, за счет собственных средств.

При формировании системы предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях рекомендуется руководствоваться следующим:
• компенсации предоставляются работниам, занятым на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, формирование которых вызвано объективными причинами (природно-климатического и организационно-технического порядка), а коренное улучшение этих условий в данный момент не имеет необходимых научно-технических решений;
• компенсации устанавливаются на определенный срок, необходимый для разработки и внедрения научных решений, обеспечивающих формирование благоприятных условий труда, уровень которых будет в полной мере соответствовать действующим стандартам, нормам и требованиям. На этой основе предоставление компенсаций прекращается полностью или частично, если не достигнуто полного улучшения условий труда;
• предоставление компенсаций должно производиться на основе комплексной количественной оценки степени неблагоприятности условий труда;
• размер компенсаций и последовательность их установления должны соответствовать количественной оценке состояния условий труда и профессионального риска;
• затраты на компенсации несут работодатели за счет своего дохода, а не за счет включения их в себестоимость продукции или оказания услуг;
• установление компенсаций отражается в трудовых коллективных договорах и тарифных соглашениях.

Управленческая деятельность по поводу предоставления компенсаций должна строиться на рациональном сочетании центрального (государственного) руководства с самостоятельностью и ответственностью работодателей. Функции при этом могут распределяться следующим образом.

Государственные (центральные и территориальные) органы управления:
• обеспечивают гарантию предоставления минимума компенсаций для ряда производств, цехов, профессий и должностей с заведомо неблагоприятными (часто экстремальными) условиями труда;
• устанавливают принципы предоставления компенсаций, определяют их основные виды;
• разрабатывают и утверждают методические рекомендации по оценке условий труда и соответствующие этим оценкам примерные размеры компенсаций различных видов;
• осуществляют государственный контроль за правильным предоставлением компенсаций, принимают необходимые меры в случае нарушения установленного порядка;
• разрабатывают предложения по экономическому стимулированию деятельности работодателей в области улучшения условий труда и сокращения на этой основе компенсаций.

Работодатели совместно с представительными организациями трудящихся (профсоюзами и др.):
• на основе рекомендуемых методов оценивают состояние условий труда на рабочих местах с использованием результатов их аттестации;
• выделяют рабочие места с неблагоприятными условиями труда, улучшение которых в данный момент невозможно по объективным причинам;
• разрабатывают и в установленном порядке утверждают перечень рабочих мест, занятым на которых предоставляют необходимые компенсации, разрабатывают и реализуют программу сокращения численности рабочих мест с неблагоприятными условиями труда путем полного или частичного технического перевооружения производства;
• принимают согласованные с профсоюзной организацией решения о полной или частичной отмене компенсаций в связи с фактическим улучшением условий труда. Гарантированное государством предоставление компенсаций устанавливается для работников, занятых в таких производствах, где условия труда по объективным причинам отличаются экстремальными воздействиями на организм человека и коренное их улучшение не представляется возможным даже в отдаленной перспективе.
К таким производствам и работам относятся: подземная добыча полезных ископаемых; водолазные и кессонные работы; строительство объектов в аридной зоне, высокогорье и т. п. В целях смягчения профессионального риска и социальной защиты работников, занятых в указанных экстремальных условиях, государство законодательно устанавливает для них компенсации по продолжительности дополнительного отпуска и рабочего дня, пенсионному обеспечению по старости.

Практически это можно осуществить путем составления соответствующих списков производств, профессий и должностей на основе объективных данных, характеризующих экстремальность условий труда: количественная оценка факторов условий труда, степень профессионального риска с учетом данных о нетрудоспособности.

Дифференциация заработной платы по условиям труда, предоставление лечебно-профилактического питания, молока и других продуктов за счет работодателя осуществляется на договорной основе между предпринимательскими структурами и организациями работников. На этой основе могут устанавливаться и другие компенсации.

Учитывая масштабность применения компенсаций, заинтересованность миллионов наемных работников в совершенствовании системы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, необходимо разработать целевую правительственную программу по реформированию системы предоставления компенсаций. Подготовку проекта программы следует поручить Минздравсоцразвития России с участием научных работников экономического, гигиенического и юридического профиля, практических работников в области условий и охраны труда, профсоюзов и других организаций, представляющих и защищающих интересы наемных работников, а также интересы работодателей.

Возврат к списку

  

Получить консультацию по прохождению обучения можно по тел: 8-8442-52-70-35 или отправить on-line заявку -  на электронную почту vdnit@yandex.ru