Экологическое проектирование

Дом науки и Техники является многопрофильным учебным заведением, реализующим программы профессиональной подготовки, переподготовки, обучения и аттестации, повышения квалификации. Одной из важнейших задач учебного центра является предоставление качественных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, способствующих повышению конкурентоспособности учащихся на рынке труда. Также направлениями нашей работы являются специальная оценка условий труда, оценка профессиональных рисков, производственный контроль, экологическое проектирование, аутсорсинг.

Дом науки и Техники предлагает услуги по разработке проектной экологической документации, услуги аккредитованной измерительной лаборатории.

Деятельность нашей компании представлена следующими направлениями:

  • разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение  (ПНООЛР);
  • разработка паспортов опасных отходов и расчет класса опасности отходов;
  • определение компонентного состава опасных отходов собственной аккредитованной лабораторий;
  • организация производственного экологического контроля собственной аккредитованной лабораторий;
  • проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • разработка проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая подготовку документов для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (сопровождение согласования в специально уполномоченных органах и получение Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу);
  • организация отбора проб и анализ  промышленных выбросов в атмосферу, определение эффективности работы газоочистных установок (ГОУ), разработка паспортов ГОУ;
  • разработка проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • консультационное и информационное обслуживание предприятий.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) — документ, разрабатываемый на предприятиях, относящихся к крупному бизнесу. В Проекте нормируется образование отходов на предприятии.

Территориальные органы Росприроднадзора или органы субъекта РФ устанавливают лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду. Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которым установлен лимит, неизменности производственного процесса и используемого сырья. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;
  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

В проекте указываются:

  • общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
  • сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;
  • сведения об отходах;
  • расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;
  • схема операционного движения отходов;
  • сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов;
  • характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов;
  • характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов;
  • мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду;
  • планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами,
  • сведения о противоаварийных мероприятиях;
  • предложения по лимитам на размещение отходов

Паспортизация опасных отходов

Паспорт опасного отхода - документ, удостоверяющий принадлежность отхода к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов предусматривает оформление паспортов на отходы I-IV класса опасности, исходных сведений и свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды, а также расчет класса опасности для отходов, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Порядок организации работ по паспортизации опасных отходов, утверждению классов опасности отходов для окружающей природной среды и наполнению Федерального классификационного каталога отходов разработан в соответствии с:

  • ФЗ РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
  • ФЗ РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  • Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»,
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Для каждого вида отхода его производитель и/или собственник определяет класс опасности для окружающей природной среды. Класс опасности данного вида отхода определяется расчетным и/или экспериментальным методом на основе Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Разработанные паспорта опасных отходов утверждаются руководителем организации-природопользователя и согласовываются Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Паспорт опасного отхода представляет собой сводку сведений о происхождении, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также интегральную оценку экологической опасности отхода (по Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды).

Основная роль паспорта опасного отхода - официальное утверждение уровня требования к хранению, транспортировке, размещению, обезвреживанию или захоронению конкретного вида отходов. Его предоставление обязательно не только при проверках органов государственного экологического контроля, но и при любой операции по транспортировке, переработке, захоронению или иному отчуждению опасного отхода - как правило, специализированные организации включают такой пункт в договор на оказание услуг.

Срок действия паспорта опасного отхода: для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), не устанавливается; для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается до регистрации данного отхода в ФККО.

Проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специальная территория с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

СЗЗ устанавливается на основании ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласовывается проект обоснования размера СЗЗ в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Обязательность наличия проекта организации санитарно-защитной зоны для действующего предприятия I-III классов опасности.

Основой для разработки проекта являются натурные (инструментальные) исследования на границе проектируемой санитарно-защитной зоны.

Общество с ограниченной ответственностью Группа компаний «Дом науки и Техники» имеет многолетний опыт в разработке и согласовании природоохранной документации. В штате компании имеется аккредитованная лаборатория способная проводить все необходимые натурные (инструментальные) измерения для согласования проекта санитарно-защитной зоны в максимально короткие сроки.

Разработка проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ)

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – документ, содержащий сведения о предприятии как источнике загрязнения атмосферы, предложения нормативов предельно допустимых выбросов, мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, предложения по контролю за соблюдением нормативов ПДВ.

Проект ПДВ разрабатывается во исполнение Закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов разрабатывается для предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферы, и содержит предложения по нормативам выбросов для каждого источника выброса, которые необходимы для выдачи предприятию разрешения на выброс.

Установленные нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу служат основой для выдачи предприятию Разрешения на выброс загрязняющих веществ. 

Согласование проекта ПДВ осуществляется в следующих контролирующих органах: 

  • ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», с выдачей экспертного заключения (эта процедура является платной).
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
  • Комитет природных ресурсов и экологии, с выдачей разрешения на выброс предприятиям, не подлежащим федеральному контролю.

Проект нормативов ПДВ согласовывается на срок до 7 лет.

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ежегодно подлежит подтверждению, для чего юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет необходимые документы в государственный контролирующий орган, выдавший разрешение на выброс.

Отсутствие разрешения на выброс или нарушение условий, предусмотренных данным разрешением в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» влечет за собой ограничение, приостановление или прекращение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Экологический аутсорсинг

В экологическое сопровождение входит:

  1. Комплексное обследование предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства и разработка индивидуального плана мероприятий по обеспечению соответствия деятельности предприятия требованиям природоохранного законодательства РФ. 
  2. Обязательная ежегодная экологическая отчетность предприятия:
  • Расчет и согласование платежей за негативное воздействие на окружающую среду поквартально;
  • Статистическая отчетность: 2-ТП (отходы);
  • В зависимости от наличия того или иного оборудования - 2-ТП (воздух), 4-ОС;
  • Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (при наличие ПНООЛР) или Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов - при наличие свидетельства, подтверждающего принадлежность предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства, продление разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
  1. Внутренняя документация предприятия:
  • Разработка и ведение журнала учета по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению опасных отходов.
  • Разработка положения о порядке сбора, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления.
  • Разработка инструкции по обращению с отходами производства и потребления.
  • Разработка программ производственного экологического контроля.
  • Разработка и ведение журналов ПОД (при необходимости).
  1. Анализ территории предприятий:

Анализ и выдача рекомендаций соответствия мест хранения, накопления отходов экологическим и санитарным требованиям.

  1. Прочие услуги:
  • Контроль сроков предоставления отчетности в контролирующие органы.
  • Контроль сроков действия разрешительной документации (при необходимости).
  • Составление номенклатуры и расчет количества отходов.