Реформирование подзаконных нормативных актов в области охраны труда

Дом науки и Техники является многопрофильным учебным заведением, реализующим программы профессиональной подготовки, переподготовки, обучения и аттестации, повышения квалификации. Одной из важнейших задач учебного центра является предоставление качественных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, способствующих повышению конкурентоспособности учащихся на рынке труда. Также направлениями нашей работы являются специальная оценка условий труда, оценка профессиональных рисков, производственный контроль, экологическое проектирование, аутсорсинг.

В ходе административной реформы почти у всех федеральных органов исполнительной власти были исключены полномочия нормативно-правового регулирования охраны труда в установленной сфере деятельности. В результате этого произошло сокращение или полная ликвидация в федеральных министерствах структурных подразделений, ранее занимавшихся вопросами охраны труда в установленных сферах деятельности указанных министерств. Следствием этого явилось полное прекращение работы по совершенствованию нормативного обеспечения охраны труда в установленных сферах деятельности, несмотря на то, что после принятия в 2007 году поправок в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» мероприятия и нормативно-правовое регулирование в сфере условий охраны труда были выведены из сферы действия законодательства о техническом регулировании, что позволяет продолжить работу по совершенствованию нормативного обеспечения охраны труда.

Принятие в 2006 году поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации предоставило возможность решить все вопросы нормативного обеспечения охраны труда путем издания в развитие его статей, в первую очередь 211 и 216, соответствующих нормативных правовых актов.

Вместе с тем, существующий порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в соответствии с требованиями статьи 211 Трудового Кодекса Российской Федерации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» . В нем в качестве подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определены правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда (межотраслевые и отраслевые), государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы), а также государственные стандарты системы ССБТ, правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, Аттестация рабочих мест, инструкции по безопасности, а также строительные нормы и правила и своды правил по проектированию и строительству.

В настоящее время в сфере охраны труда действует около 1000 нормативных правовых актов, среди которых 30 Межотраслевых правил по охране труда, 110 Отраслевых правил по охране труда, 140 Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, 129 Правил безопасности и Правил устройства и безопасной эксплуатации, 28 Строительных норм и правил и сводов правил по проектированию и строительству и 554 Государственных (национальных) стандарта системы ССБТ.

Следует отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» (июль 2003 г.) до внесения в него поправок в мае 2007 г. деятельность по совершенствованию нормативно-правового обеспечения в области условий и охраны труда была практически парализована. В связи с этим практически все существующие нормативные правовые акты по вопросам условий и охраны труда и аттестация рабочих мест не пересматривались по 5 лет и более, следствием чего является наличие в них норм, не соответствующих требованиям действующего законодательства, прежде всего, о техническом регулировании, а также несоответствиеимеющихся требований современным экономическим требованиям. Особенно серьезное положение сложилось в области стандартизации, где большинство стандартов системы ССБТ были утверждены при СССР и не пересматривались до настоящего времени.

К этому следует добавить наличие неопределенности юридического статуса некоторых ГОСТов системы ССБТ, обусловленной тем, что в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утратил силу Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации», определявший статус государственных стандартов как обязательных к применению нормативных правовых актов. Действующим законодательством о техническом регулировании введены национальные стандарты, являющиеся документами добровольного применения.

После принятия в 2007 году поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании» мероприятия в сфере охраны труда были выведены из сферы действия законодательства о техническом регулировании. Указанное изменение затронуло систему стандартизации, так как с принятием этих поправок ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда, аттестации рабочих мест, регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и др., оказались вне сферы действия законодательства о техническом регулировании, однако юридический статус указанных стандартов до настоящего времени не определен.

Для исправления возникшей коллизии было принято решение придать стандартам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда и не затрагивающим вопросы технического регулирования, статус государственных и обязательных к применению, для чего Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 206-ФЗ были внесены изменения в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации путем введения понятия стандарта безопасности труда и определения его правового статуса. На основе указанных изменений были внесены изменения в Положение о Минздравсоцразвития России с предоставлением полномочий утверждать указанные нормативные правовые акты

Вернуться к списку